Пасха

Многие церковные обряды и народные традиции стали сюжетами для пасхальных открыток. Христосование, торжественный крестный ход, праздничный стол с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой. Над пасхальными сюжетами трудились известные и ныне забытые художники. Пасхальные открытки издавались по эскизам Л.Бакста, А.Бенуа, И.Билибина, Б.Кустодиева, В.Маяковского, А.Остроумовой-Лебедевой, И.Репина и многих других.

Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись художником Б.В. Зворыкиным.

Но сколько бы не выпускалось открыток в России, их все равно не хватало. Ведь каждому хотелось подарить своим родным и близким оригинальный рисунок. Поэтому пасхальные открытки завозились и из других стран, чаще всего из Германии и Австрии. Только на этих картинках вместо золотых куполов православных храмов были изображены башенки протестантских кирх. Кстати, традиция изображать на пасхальных открытках кроликов тоже пришла к нам с Запада.

Век пасхальных открыток был недолгим появившись в конце 1880-х годов, они бесследно исчезли после того, как белогвардейцы покинули Крым.

В 20-х годах за границей печаталось большое количество эмигрантских открыток с художественными репродукциями и очень мало поздравительных. Из примерно трехсот открыток берлинской издательницы О.Дьяковой известно только четыре пасхальных и несколько репродукций на пасхальную тему. И те и другие — без надписей «Христос Воскресе». Без этой надписи в Югославии и в Дании были выпущены и открытки с репродукцией картины великой княгини Ольги Александровны «Пасхальный стол».

Одним из центров изготовления и распространения открыток в более поздний период стал Париж, где изготавливались открытки штучной работы.

За кисть подчас брались люди, не являющиеся профессиональными художниками. Одним из таких жанровых мастеров стал Константин Николаевич Подушкин, бывший ротмистр 18-го гусарского Неженского полка. Оказавшись в Соединенных Штатах после Второй мировой войны, он успешно занимался открыточным делом.

Другой известный представитель этого жанра — архимандрит Киприан (Пыжов). Кроме 78 рисунков для открыток и рисунков для складных карточек, он расписал 14 храмов, а его картины были представлены на выставке, проходившей в Свято-Троицком монастыре.

Некоторые традиции пасхальной поздравительной открытки нашли отражение в современных открытках, посвященных Светлому празднику. Но старинная открытка сохраняет особый колорит, она неповторима. Она говорит с нашим современником своим языком, рассказывает от той России, которая ушла в прошлое. Всмотритесь в эти сюжеты и почувствуйте живую связь времён, радость общения с прошлым.