Русские открытки

Как все начиналось...

Первые поздравительные карточки появились в России из стран Европы в середине XIX века. Именно тогда у нас в стране начала зарождаться мода накануне праздника вкладывать такую карточку в конверт без каких-либо дополнительных сообщений.

Первые открытки отечественного производства ("открытые немаркированные письма") были выпущены Почтовым ведомством Российской империи в 1871 г. с 1 мая 1972 г. это были карточки в 1/16 долю листа на бланковой бумаге. На лицевой стороне, с оттисками российского герба и марки, писался адрес, на обороте - письмо. Монопольное право на производство таких "открыток" долгое время пренадлежало Почтовому ведомству. Но с 16 декабря 1894 г. Министерством внутренних дел были разрешены и "бланки открытых писем частного изготовления". Первые из таких открыток - рисованные виды Сухаревой башни, Английской церкви и памятника А.С.Пушкину - воспроизведены методом цветной литографии и имеют на обороте надпись "Дозволено цензурой 18 ноября 1895 года." Понемногу выпуск открыток увеличивался, но до 1898 г. ни одно российское издательство по-настоящему на рассматривало возможности, которые могли дать почтовые карточки.

Целенаправленный выпуск открыток начали в России не профессиональные издатели, не почтовики и не полиграфисты, а благотворительная организация Общиной Святой Евгении. Издательская деятельность должна была стать для Общины способом зарабатывать себе деньги. В 1898 г. Община выпустила в свет 10 открыток, созданных известными русскими художниками: Е.Бем, И.Репиным, К.Маковским и другими. До конца 1917 года Общиной было создано издано более 6400 наименований иллюстрированных, репродукционных, видовых и портретных открыток. Многие из них выдержали по три-четыре переиздания.

На художественное оформление отечественных открыток начала ХХ века заметно повлиял модный тогда "русский стиль". Волшебные сказки, пословицы, поговорки открывали неисчерпаемый кладезь сюжетов для открыток. Наиболее распространенной техникой воспроизведения были литография и хромолитография.

К началу ХХ века русские открытки условно можно было разделить на три вида: иллюстрированные, репродукционные и видовые. Чаще всего именно иллюстрированная открытка предназначалась для поздравлений с Рождеством, пасхой, Новым годом , днем Ангела и просто с чем-то, что было важным в жизни адресата.

подробнее...


  • В конце XIX века на новогодних открытках господствовал русский стиль с заснеженными избушками, церквами, лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми.

    Зачастую открытки были самыми настоящими произведениями искусства - они украшались блестками, а "снег" иногда делали из борной кислоты, который выглядел почти как настоящий. Картинки зачастую становились частью интерьера, а провинциальные девицы украшали ими свои шкатулки и альбомы.

    Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. Невозможно было описать разнообразие существующих в то время "почтовых карточек": огромные и миниатюрные, деревянные и бисерные, звучащие и пахнущие!

    Совершенно особую и, пожалуй, самую многочисленную группу открыток составляют рождественские поздравления. Рождество - тот праздник, который испокон века радовал и старых, и малых. Был он светел и таинственен, заставлял верить в чудеса и в осуществление мечты. Сегодня Новый год и снова ставшее традицией Рождество в чем-то заменили то, что радовало прабабушек и прадедушек наших в конце XIX - начале XX столетий. Но вряд ли можно сравнить все то, что есть сейчас, с той ушедшей навсегда атмосферой чуда, с обрядовыми играми и особыми "освященными временем" традициями. Все это находило тогда отражение и в открытках.

    На российских рождественских открытках часто можно было встретить прекрасных белокурых ангелов, величественные силуэты утопающих в снегу церквей и более привычных для нас Деда Мороза с мешком подарков, ребят на санках и прочие "новогодности".

    Революция 1917 года решительно и, особо не раздумывая, упразднила "буржуазный" пережиток рождественских и новогодних поздравлений. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова "С Рождеством", но и поздравления с Новым годом.

    А вот в годы Великой Отечественной войны традиция новогодних поздравлений возрождается. Правда тематика этих открыток была целиком связана с войной. В декабре 1941 года издательство "Искусство" выпустило открытки, специально предназначенные для посылки на фронт. На них обычно печаталась надпись "Новогодний привет героическим защитникам Родины!". А семьи военнослужащих могли получить от своих близких "Новогодний привет с фронта!". Чтобы можно было быстрее их напечатать, художники стремились к сравнительно простым приемам исполнения, вводя в рисунки 1-2 цвета.

    По поводу появления первых советских поздравительных открыток существуют некоторые разногласия. Одни источники утверждают, что впервые они были изданы ограниченным тиражом к Новому, 1942 году. По другой версии, в декабре 1944 из освобожденных от фашизма стран Европы советские солдаты стали присылать своим родственникам невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки, и партруководство решило, что нужно наладить производство собственной, «идеологически выдержанной» продукции. Как бы то ни было, но массовый выпуск новогодних открыток начался только в 50-х.

    На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля, позднее к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, приятно радовавших глаз на витринах газетных киосков, заполненных традиционно неброской печатной продукцией. И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.

    Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах. Увеличилось количество сюжетов: появляются такие мотивы, как освоение космоса, борьба за мир. Зимние пейзажи венчали пожелания: "Пусть Новый год успехи в спорте принесет!".

    В создании открыток царило пестрое многообразие стилей и методов. Хотя, конечно, не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц. Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках «советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр. Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками…». Кстати, книга Е. Иванова «Новый год и Рождество в открытках», в которой совершенно серьезно анализируются сюжеты открыток с точки зрения их особого символизма, доказывает, что в обычной почтовой карточке таится гораздо больше смысла, чем это может показаться на первый взгляд.

    подробнее...

  • 8 марта (100 )

    Во второй половине XIX века в Англии началось движение за предоставление женщинам избирательных прав. Участницы движения – суфражистки (от английского suffrage – избирательное право) вели уличные бои с полицией, объявляли коллективные голодовки, отказывались платить налоги. В 1913 суфражистки взорвали в центре Лондона дом Ллойда Джоджа, в то время – британского министра финансов, в том же году во вре-мя скачек в Дерби суфражистка Эмили Дейвисон бросилась под королевскую карету и погибла. Суфражизм, как движение за социальную и экономическую эмансипацию женщин, распространился также в США и в Германии. Эхом суфражистского движения в Европе и Америке явилось решение 2-ой Международной конференции женщин – социалисток в Копенгагене в 1910 году: считать 8 марта международным днем рабочих женщин и отмечать его ежегодно как день женской солидарности в борьбе за равные с мужчинами экономические и политические права.

    Впервые этот день отмечался женщинами в 1911 году в Германии, Австрии, Швейцарии и Дании. Движение прекратилось с началом первой мировой войны. С 1917 года Международный женский день 8 марта стал отмечаться ив нашей стране «с целью мобилизации женщин на строительство социализма». В 1966 г. 8 марта был объявлен в СССР нерабочим днем.

    С 1952 по 2002 год, в СССР ежегодно выпускалось в среднем около 30 видов открыток, так или иначе посвященных дню 8 марта, причем число их постепенно нарастало (до 1964 до 10 открыток в год, с 1965 около 30 ежегодно, в 1970-е выпуск постепенно увеличивается до 50 штук, в последующие годы доходит до 80 открыток в год, с 1992 резкий спад до 10 наименований ежегодно).

    Интернациональный характер праздника обычно изображался в открытке тремя персонажами белой, черной и желтой расы – женщинами или детьми. Хотя Международный женский день стал всенародным праздником только в СССР, в открытках часто изображался весь земной шар, что выражало притязание на всемирное признание праздника.

    Второй по значимости признак праздника – трудовая деятельность женщин. В открытках нашли отражение почти все виды профессий. Например, строитель в изящном облегающем сарафанчике, с хорошей укладкой и красном платочке на голове, легко держит мастерок и кирпич; женщина-конструктор у чертежной доски и женщина-мать с двумя детьми на фоне густо осыпанной плодами яблони. Статуя женщины на другой открытке символизирует науку и технику. Женщина держит модель атома в правой руке и голубя – в левой. Существенным вкладом женщин в социально-экономическое развитие государства было рождение и воспитание детей, тем более что на начало 1960-х годов приходится резкий спад рождаемости в eвропейской части СССР.

    Тема материнства в восьмимартовских открытках смыкается с Днем матери, отмечаемым во многих странах. Эта тема представлена изображением орденов «Материнская слава» и «Мать-героиня» и многочисленными изображениями детей. Дети поздравляют мать, в 80-е годы – бабушку, друг друга, помогают дома по хозяйству, отлично учатся в школе.

    Но самое большое место в открытках ко дню 8 марта, занимают цветы. Цветы – один из самых популярных жанров поздравительной открытки вообще, а восьмимартовских – в особенности. Первоначально на цветочных открытках изображалась мимоза – первые живые цветы, привозимые в Москву и Ленинград из далекой Абхазии. Мимозы была и традиционным подарком мужчин вместе с духами и конфетами в день 8 марта. Дешевле стоили маленькие букетики привозимых из Крыма диких цикламенов, крокусов и подснежников. Конечно, изображались и другие цветы (розы, гвоздики), но предпочтение отдавалось весенним (нарциссы, тюльпаны, фиалки).

    На цветочных открытках обязательно указывалась дата праздника- «8 марта» в виде простейшей шрифтовой композиции без указания года, в отличие от некоторых новогодних или октябрьских открыток.

    К цветочным открыткам примыкают пейзажные, тоже достаточно многочисленные, которые изображают весенний пейзаж среднерусской полосы (естественно, всегда снабженные поздравительной надписью). Иногда на одной открытке изображались и пейзаж, и весенние цветы. В редких случаях использовались пейзажи известных художников.

    Художественное решение восьмимартовских открыток не так многообразно, как, например, новогодних. Смелые оригинальные находки здесь встречаются гораздо реже. Причина этого: официальный характер праздника, отсутствие за ним культурной традиции, национальной мифологии, яркого исторического события, т.е. факторов, которые могут дать эмоциональный толчок воображению автора-художника. Часто встречаются упрощенные решения с фотографией цветов на всем поле открытки. Однако среди рисованных цветочных композиций имеются стилистические свежие художественные решения.

    В целом, эстетика восьмимартовских открыток отражает эволюцию стилевых особенностей отечественного искусства за последние пятьдесят лет: наивно-реалистические решения 50-х годов, «суровый стиль» 60-х, снижение идеологической нагрузки в 70-80-х годах.

    (По материалам статьи Краснушкиной Н. В. // Жук, №1, март 2004, С. 20-23.)

    подробнее...

  • Пасха (47 )

    Многие церковные обряды и народные традиции стали сюжетами для пасхальных открыток. Христосование, торжественный крестный ход, праздничный стол с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой. Над пасхальными сюжетами трудились известные и ныне забытые художники. Пасхальные открытки издавались по эскизам Л.Бакста, А.Бенуа, И.Билибина, Б.Кустодиева, В.Маяковского, А.Остроумовой-Лебедевой, И.Репина и многих других.

    Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись художником Б.В. Зворыкиным.

    Но сколько бы не выпускалось открыток в России, их все равно не хватало. Ведь каждому хотелось подарить своим родным и близким оригинальный рисунок. Поэтому пасхальные открытки завозились и из других стран, чаще всего из Германии и Австрии. Только на этих картинках вместо золотых куполов православных храмов были изображены башенки протестантских кирх. Кстати, традиция изображать на пасхальных открытках кроликов тоже пришла к нам с Запада.

    Век пасхальных открыток был недолгим появившись в конце 1880-х годов, они бесследно исчезли после того, как белогвардейцы покинули Крым.

    В 20-х годах за границей печаталось большое количество эмигрантских открыток с художественными репродукциями и очень мало поздравительных. Из примерно трехсот открыток берлинской издательницы О.Дьяковой известно только четыре пасхальных и несколько репродукций на пасхальную тему. И те и другие — без надписей «Христос Воскресе». Без этой надписи в Югославии и в Дании были выпущены и открытки с репродукцией картины великой княгини Ольги Александровны «Пасхальный стол».

    Одним из центров изготовления и распространения открыток в более поздний период стал Париж, где изготавливались открытки штучной работы.

    За кисть подчас брались люди, не являющиеся профессиональными художниками. Одним из таких жанровых мастеров стал Константин Николаевич Подушкин, бывший ротмистр 18-го гусарского Неженского полка. Оказавшись в Соединенных Штатах после Второй мировой войны, он успешно занимался открыточным делом.

    Другой известный представитель этого жанра — архимандрит Киприан (Пыжов). Кроме 78 рисунков для открыток и рисунков для складных карточек, он расписал 14 храмов, а его картины были представлены на выставке, проходившей в Свято-Троицком монастыре.

    Некоторые традиции пасхальной поздравительной открытки нашли отражение в современных открытках, посвященных Светлому празднику. Но старинная открытка сохраняет особый колорит, она неповторима. Она говорит с нашим современником своим языком, рассказывает от той России, которая ушла в прошлое. Всмотритесь в эти сюжеты и почувствуйте живую связь времён, радость общения с прошлым.

    подробнее...

  • 9 мая (30 )

    Выпуск почтовых открыток не прекращался в Советском Союзе даже в самые суровые годы. Так  в дни героической обороны Ленинграда, несмотря на тяжелые жизненные условия, было выпущено свыше тысячи иллюстрированных почтовых открыток, ставших впоследствии своеобразной изобразительной летописью.

    Во время войны открытки печатали на очень плохой бумаге, иногда на оберточной или на полукартоне. Рисовали их часто прямо на фронте, от руки, на коленке, карандашом или акварелью. Краски были неяркие, много было одноцветных открыток. Но несмотря на это, открытки создавались с душой. На них изображались реальные захватывающие фрагменты войны.

    Открытки военных лет нередко выходили целыми сериями. Традиционно на таких открытках много красного, поскольку это цвет знамени, цвет победы. Всегда на них присутствует соответствующая символика: ордена, ленты, Вечный огонь. Типичный рисунок: боец с автоматом пишет в промежутке между боями, примостившись на ящике. Тут же - мельчайшим шрифтом каноническое «Жди меня!» или более развернутое: "За честь жены, за жизнь детей, за счастье Родины своей, за наши нивы и луга - убей захватчика-врага!".

    В создании художественных открыток, наряду с живописцами, графиками, скульпторами и архитекторами, участвовали композиторы и поэты. Особое место занимают так называемые литературно-музыкальные открытки, на них печатались тексты фронтовых и лирических песен, обычно с нотами. На оборотной стороне часто помещались лозунги. Такие открытки в большинстве случаев не поступали в свободную продажу, а раздавались в воинских частях, поэтому они сейчас являются весьма редкими.

    подробнее...

  • Школа (13 )