Свой дом - своя крепость

Сейчас у нас множество удобств, без которых жизнь просто немыслима. И одно из них - готовые дом или квартира, которые мы получаем от государства, покупаем, получаем в наследство или приобретаем каким-либо другим способом. И нам остается только справить новоселье, что каждый из нас и делает на свой лад, чаще всего в виде застолья. Правда, некоторые смутно подозревают о существовании каких-то правил, но единственное, что делают в таких случаях - первой запускают в квартиру кошку, после нее заходят счастливые владельцы и гости, на чем весь процесс и завершается.

А ведь у нашего народа испокон веков существует сложная и многообразная система обрядов и обычаев для самых разных событий. Раньше они были не самоцелью и не игрой, а органичной частью духовной жизни. Они придавали человеку уверенность в том, что соблюдение традиций дает защиту от бед и неприятностей, обеспечивает благополучие в жизни. Народные традиции, обряды, обычаи складывались из векового опыта, народной наблюдательности, глубокого изучения природных явлений. Не является исключением и обряд строительства и заселения нового дома. Насколько он был сложен - судите сами.

Все начиналось с поиска места и строительных материалов. Судя по этнографическим данным XIX века, существовало множество способов ворожбы при выборе места под дом. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось хорошим знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с медом. И если в нее забирались мурашки, - место считалось счастливым. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырехугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал молитву. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, место считалось удачно выбранным. Очередным подтверждением мирного характера белорусов может служить народное утверждение, что дом ни в коем случае нельзя строить на спорной земле, потому что это могло навлечь проклятия со стороны проигравшего спор. Также особо надо отметить то, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто-либо порезал руку или ногу.

Не менее сложным был процесс выбора дерева. Самыми лучшими считались деревья, срубленные в последнюю четверть луны. Чаще всего лес рубили в марте или апреле, так как весенний сок делал древесину более крепкой. Существовало множество запретов, например, на вывернутое непогодой дерево. Крестьяне были уверены, что это дерево вывернул для себя черт и при строительстве он может переселиться в новый дом. Одно дерево, повисшее на другом, предвещало пожар; дом, построенный из скрипучего дерева, нагонял на хозяев смерть или мучительный кашель; а дерево с черной сердцевиной могло вызвать всевозможные болезни и несчастья.

Наконец, срублены подходящие деревья. Теперь самое время отправляться за мхом. Что, кстати, было очень важным и не простым делом. Каждый день, начиная с понедельника, в течение недели хозяин приходил в лес, срывал горсть мха и оставлял его на чистой земле. В воскресенье он смотрел, под какой из кучек мха нет мошек и червяков, и в тот день, в который была сорвана эта кучка, и следовало заготавливать мох. Все эти сложные приготовления предназначались для того, чтобы в доме не заводились разные жучки.

Теперь начинали закладывать фундамент, для которого, кстати, также нельзя было использовать песок и камни с кладбища. И только сейчас за дело брались плотники. Их работа тоже была связана с разными обрядами. Широко был распространен обычай: при закладывании первого венца прятать за угол монеты, кусочки хлеба или сыра, а иногда и голову петуха - своеобразное пожертвование домовому. В некоторых селах из небольшой жерди делали крест и ставили с восточной стороны, где он и находился вплоть до конца строительства. Все щепки с первого венца собирали внутрь, чтобы то, что будет происходить на улице, знали в доме, но то, что творится в доме, было бы неизвестно на улице. Также было принято класть под четыре угла освященные травы, чтобы охранять дом от молний. В те времена люди верили, что молнии преследуют нечистиков, которые любят прятаться в углах, особенно если там нет ничего освященного. При строительстве дома между остальными венцами также закладывали серебряные монеты и травы, собранные на Ивана Купалу.

Важным считался не только первый, но и последний венец. По завершении строительства хозяин перебрасывал через стену освященное яйцо, которое закапывали на месте падения. Это делали для того, чтобы ветер не срывал крышу. Во многих селах после укладывания последнего венца хозяйка подавала одному из плотников горшочек с зерном. Плотник проходил по венцу, посыпая его зерном и желая счастья, богатства и здоровья семье в новом доме. А после этого чердак застилали мхом, по которому сеяли овес и присыпали его песком. Овес всходил и засыхал, что должно было привести к богатству.

Вы думаете, на этом строительство завершалось? Ошибаетесь. Что это за дом, в котором нет печи? И вот хозяин собирает толоку, на которую звали в основном молодежь, и все вместе закладывают печь. Строительство в толоке шло быстро, с шутками и прибаутками, по завершении его хозяин обязательно угощал помощников. Когда печь разжигали в первый раз, в нее засыпали девять горстей зерна, от чего стенки покрывались глянцем, к которому впоследствии не приставал дым.

И вот, наконец-то, можно было начинать справлять новоселье. Накануне в дом запускали петуха. И если он кукарекал, это был хороший знак. А в некоторых местах "проверка" дома затягивалась на неделю. В доме ночевали по очереди петух, гусь, поросенок, овца, корова и лошадь. И только на седьмой день заселялись хозяева.

Перед заселением обязательно смазывали медом все углы, чтобы жизнь была сладкой. В тот же день в старом доме замешивали тесто, которое переносили в новый дом и там уже пекли хлеб.

В день новоселья приглашали гостей и священника, который освящал новый дом. Первым заходил хозяин и нес горшочек с углем, который он обносил вдоль стен, затем ставил на припечек и разжигал огонь в печи. Затем в дом заходили остальные члены семьи с домашней утварью. В первую очередь заносили икону и стол. Если в семье еще не было детей, то право занести пожитки в дом получали родственники или просто люди, у которых есть дети, а еще лучше - беременная женщина, что было хорошим знаком для молодоженов. В некоторых местах все происходило немного иначе. В открытую дверь бросали клубок ниток. Держась за нитку, члены семьи по старшинству проходили в дом. Вместо нитки часто использовался пояс.

Теперь наступала очередь гостей. Заходя в дом, гость клал деньги на печь, хлеб и соль - на стол, зерно - на лавку. Женщины преподносили хозяйке дома овечью шерсть, покрывала, скатерти, муку, крупу, яйца, сало. В некоторых местах было принято обязательно дарить что-либо сладкое - мед, сахар или что-нибудь из выпечки. Некоторые гости приносили и живых кур, уток, кроликов, которых, заходя, запускали в дом. Когда все гости собирались, начиналось застолье. Застолье вел самый веселый и остроумный из гостей. В перерывах пели песни и танцевали.

Если хозяева были молодоженами, то время от времени кто-либо из гостей подходил к кровати и проверял ее на прочность, сопровождая все привольными шутками. Не обходилось и без веселых замечаний и советов со стороны мужчин для молодого мужа.

Как во все времена, гостей было принято угощать как можно лучше. Хозяева не хотели, чтобы кто-либо был недоволен и пожелал зла семье. Кроме того, считалось, что нельзя жадничать на новоселье, иначе в доме не будет достатка. Расходились гости поздно, желая хозяевам счастья и здоровья в новом доме.

Конечно, сегодня многое ушло безвозвратно, ведь нельзя ожидать, что жизнь будет стоять на месте. И в наше время трудно представить, чтобы нынешний хозяин ходил искать мох целую неделю, или чтобы перед новосельем в доме ночевали животные. Но ведь и необязательно канонизировать старые обряды, их просто не надо забывать. Ведь наши предки были близки к природе и интуитивно знали то, что мы сейчас открываем для себя заново. Например, те же самые неблагоприятные геопатогенные зоны или зависимость нашей жизни от различных фаз Луны. А когда погибают вековые традиции и ничего нового не приходит взамен, образуется пустота. И, конечно, мало только помнить о старых обычаях, их можно просто приспособить к нашей жизни. Благодаря многим старым традициям тот же праздник новоселья можно украсить, сделать его более веселым, наполнить его особым смыслом, чтобы он запомнился хозяевам и гостям не столько застольем, сколько ощущением семейного тепла и уюта, чувством уникальности и неповторимости родного уголка.

Источник: http://www.open.by/2000061405.html

Вход